Дочки-матери, или как долго продлится мода на собственные ИТ-структуры заказчиков

Уже не первый год в отечественной IT-индустрии идет борьба дочерних аутсорсинговых компаний, обслуживающих свои родительские предприятия, и самостоятельных компаний такого профиля. Участников и наблюдателей занимает, в основном, только один вопрос: кто победит в этом противостоянии? А что получится, если постараться проанализировать, из-за чего возникло и так долго держится такое противостояние?
Вывод на аутсорсинг процессов, которые не являются для предприятий основными направлениями деятельности, уже давно во всем мире является обычным делом. Особенно это касается IT-инфраструктуры. Больше того, экономическая эффективность такого подхода к ведению бизнеса уже даже не является предметом обсуждений. Заняв на рынке услуг лидирующие позиции, аутсорсинг создал отличный фундамент для повсеместного распространения облачных сервисов.
Но в России складывается несколько иная ситуация. В подавляющем большинстве случаев самые крупные холдинги обслуживаются своими же дочерними предприятиями, не всегда достаточно компетентными в этой области. Так происходит, потому что владельцам ведущих компаний удобно держать все свои фирмы и их подразделения при себе, обеспечивая их прибылью. Помимо этого, такие кэптивные IT-структуры нередко считаются специализированными компаниями, едва обретя формальную свободу. Из-за подобного подхода самый лакомый сегмент рынка аутсорсинга обслуживается только такими «ручными» фирмами, практически не оставляя работы для самостоятельных независимых аутсорсинговых компаний. В результате такого положения дел на рынке большая часть бюджета так и остается внутри небольшой группы влиятельных игроков. Возможно, именно по этой причине аутсорсинг в России не достиг таких высот развития, как во всем мире.
Говоря об аутсорсинге мировом, нельзя не заметить тот факт, что форм аутсорсинга насчитывается огромное множество, а некоторые виды и типы аутсорсинга весьма пластичны. Выбор формы аутсорсинга зависит от комбинации предпочтений топ-менеджеров и акционеров. Баланс интересов меняется в зависимости от внешних и внутренних обстоятельств, что заставляет поставщиков услуг подстраиваться под заказчиков, модифицируя не только свои способы работы, но и некоторые свои услуги. Принцип «клиент всегда прав» работает здесь отлично.
Работает этот принцип и в России, и именно поэтому крупные холдинги окружают и обслуживают их дочерние предприятия – потому что заказчику так удобней, так в настоящий момент складываются интересы руководителей и акционеров. Такое положение дел может показаться не слишком утешительным для IT-аутсорсинга, поскольку кэптивным IT-компаниям не составит труда задавить своей мощью независимые аутсорсинговые фирмы. Но есть и другой вариант развития событий: с течением времени баланс интересов акционеров и топ-менеджеров сместится, что повлечет за собой изменение требований к аутсорсерам. Наиболее вероятным результатом таких изменений будет продвижение к полноценной конкуренции, открытому рынку аутсорсинговых услуг.
Вполне вероятно, что основным этапом такого перехода послужит нежелание дочерних компаний выполнять невыгодную или неинтересную работу. Такие процессы дочки крупных компаний будут передавать на выполнение независимым фирмам, являющимся профессионалами в этой области (как, например, компания «Синьор Софт» в области аутсорсинга 1С). Таким образом, «ручные» предприятия превратятся в посредников, брокеров аутсорсинговых услуг.
Все эти изменения станут неплохим стимулом для развития аутсорсинга в России. А в условиях здоровой конкуренции помогут отечественному IT-аутсорсингу выйти на мировой уровень.
Senior Soft — Аутсорсинг 1С разработки © 2012 - 2024. Все права защищены.