Компании, обращающие за помощью к провайдерам ИТ-услуг, могут вести расчеты с ними, используя две разных модели: моносорсинг и мультисорсинг, оплачивая услуги по фиксированной ставке или по факту выполненных работ. Что представляют из себя эти модели?
Моносорсинг подразумевает передачу проекта на обслуживание одной компании, которая и будет ответственной за выполнение всех задач. Такой подход не всегда экономичен, зато ходом разработки становится управлять значительно легче. Интересно, что иногда роль подрядчика может выполнять организация, являющаяся дочерней компанией компании-заказчика или входящей в его холдинг. Такие условия работы уже больше похожи на инсорсинг со всеми «прелестями» замкнутой ИТ-структуры.
Мультисорсинг подразумевает делегирование задач организаций-заказчика нескольких различным фирмам. Такой подход может помочь снизить затраты на пользование услугами аутсорсеров, особенно если удастся найти фирму, специализирующуюся именно на той сфере, к которой относится делегированная задача. Однако контролировать исполнение всех задач становится сложнее, требуется большое количество административного персонала. Существует также и риск возникновения проблем при стыковке решений, разработанных разными компаниями, причем сторону, по вине которой это произошло, определить будет сложно.
Pay Per Use
Эта модель расчетов предполагает оплату оказанных ИТ-услуг после их получения и с учетом затраченных сил и средств подрядчика. Именно такую модель рекламируют многие поставщики ИТ-услуг, однако эти условия соблюдаются далеко не всегда. В реальности клиенту придется заплатить аванс и договориться о приблизительном объеме работ и оплаты. В течение времени работы над проектом сумма может меняться в большую сторону до обговоренного максимума. Обычно такой подход позволяет экономить от 10% до 30% на вычислительных ресурсах. К тому же с моделью расчета Pay Per Use клиент может не беспокоиться о качестве обслуживании, так как всегда есть SLA, в котором четко прописаны все требования к качеству, и в случае сбоя или возникновения проблемы работа не встанет. На такие случаи у компании-аутсорсера всегда есть в резерве несколько сотрудников, которые могут сразу же приступить к работе. Стоит отметить, что количество обращений заказчика по поводу неполадок в системе неограничено.
Time And Material
Такая модель характеризуется расчетом стоимости по установленной сетке тарифов (а также в зависимости от того, сколько времени было потрачено на разработку). Однако при использовании такой модели могут быть проблемы с качеством сервиса. При возникновении внезапных сбоев или других проблем возможны проблемы с их устранением, потому что персонал не зарезервирован для подобных ситуаций. С точки зрения простоты расчетов эта система является наиболее простой, ведь по сути заказчик платит за время, затраченное на выполнение проекта. Однако она не подойдет для проектов, в выполнении которых критична работа без простоев.
Есть еще один вариант, в котором основной объем оплаты формируется абонентской платой за базовый набор услуг. Что именно будет включено в этот набор, решает заказчик, а плату за него устанавливает исполнитель. Если этот набор услуг будет превышен, то за каждое такое превышение будет взиматься дополнительная плата. Это удобно, например, при сезонном увеличении объема работы.
Cost Minus
Этот метод сравним с аукционом наоборот. Заказчик оценивает затраты на выполнение проекта своими силами в определенную сумму. Поставщику ИТ-услуг он предлагает выполнить ту же работу за несколько меньшую сумму или же организует конкурс среди поставщиков с понижением цены. Работать над проектом будет тот исполнитель, который предложил наименьшую сумму. Опасность может быть скрыта в необоснованном сильном понижении цены. Не всегда сразу можно разгадать ненадежного исполнителя, однако если заказчику попался именно такой, то в ходе разработки проекта возможны крупные неприятности.
Выбор моделей немаленький. Какую же из них выбрать и чем руководствоваться при выборе?
В первую очередь, каждая организация должна задумываться об эффективности использования услуг аутсорсинга. Хотя в некоторых случаях компании переходят на использование услуг аутсорсеров не ради экономической эффективности, а для того, чтобы пробиться в определенную сферу рынка. По словам экспертов, иногда только отказ от производства услуг в пользу их покупки может позволить компании добиться конкурентоспособности.
Для определения экономической эффективности у компании должны быть определенные методики, в каждой из которых должны присутствовать измеряемые параметры: производительность, деньги и сроки.
Для полной картины необходимо учесть каждую статью расходов, включая аренду, оборудование рабочего места, налоги, обучение и оплату действующих сотрудников ИТ-отдела и так далее, и рассчитать эффективность для всех моделей. Не стоит забывать и про финансовые риски в случае выполнения проекта своими силами, без привлечения подрядчиков. Как уже отмечалось ранее, переход на аутсорсинг обусловлен не только и не столько экономией, сколько повышением качества и оперативности разработки.