В деловой практике производственных отношений применяются такие термины, как аутсорсинг, кооперация и субконтрактация, которые имеют близкие по смыслу значения, заключающиеся в привлечении внешних ресурсов для удовлетворения собственных потребностей в производственных или научно-технических услугах. Термин «аутсорсинг» чаще всего применим в случае установления длительных устойчивых производственных связей на контрактной основе между заказчиком и исполнителем для передачи ему некоторых специализированных функций, например, автоматизацию бизнес-процессов на платформе 1С:Предприятие, в целях снижения себестоимости и улучшения качества производства либо для направления высвободившихся ресурсов на достижение определённых стратегических целей дальнейшего развития предприятия.
Производственно-технологическая кооперация
Производственно-технологическая кооперация чаще всего представляет собой создание устойчивых внутриотраслевых связей родственных производств на контрактной (договорной) основе с другими предприятиями, обладающими достаточными мощностями для выполнения заранее обусловленной производственной программы и распложенными в радиусе приемлемых транспортных издержек.
Субконтрактация
Субконтрактация является частным случаем аутсорсинга и подразумевает ограниченные деловые связи на основе контрактных отношений в рамках выполнения какого-либо конкретного заказа.
Виды аутсорсинга
Рассмотрим более детально особенности деловых связей на основе аутсорсинга. Применение этого способа делового сотрудничества во многих компаниях обусловлено необходимостью сконцентрировать главные усилия на основной деятельности предприятия и достичь конкурентных преимуществ за счет снижения издержек при увеличении эффективности производства. Важнейшими причинами применения аутсорсинга являются стремление к увеличению производительности труда при уменьшении затрат и желание сфокусироваться на основной деятельности. Кроме того, аутсорсинг позволяет ускорить сроки выполнения работ, а также облегчает доступ к новым технологиям и к специальному оборудованию. Эффект от применения аутсорсинга, по оценкам различных экспертов, позволят заказчику сократить операционные затраты примерно на 35% и повысить прибыльность капитала в среднем на 6% при одновременном ускорении темпов роста доходов. В основном рынок услуг аутсорсинга охватывает два основных сегмента: оказание научно-технических и интеллектуальных услуг (обработка информации, исследования, разработка проектов, программирование, статистические наблюдения, бухгалтерский учёт и др. технические работы) и промышленный аутсорсинг.
Промышленный аутсорсинг
Промышленный аутсорсинг — это производство и поставка заготовок, метизов и комплектующих изделий, а, с другой стороны, — это выполнение некоторых вспомогательных функций и операций по обеспечению производства продукции (учет, складирование, ремонт и обслуживание оборудования, реклама, уборка помещений, логистика и др.).
Одним из факторов, способствующих развитию аутсорсинга, является наличие предприятий с высоким уровнем специализации в сфере производства и услуг, эффективно применяющих информационные и компьютерные технологии (ИКТ), обеспечивающие быстрый и надежный обмен информационными, финансовыми и материальными потоками в условиях развитой транспортной инфраструктуры.
Уровень развития аутсорсинговых отношений в различных сферах мировой экономики характеризуется следующими соотношениями:
- Финансовый сектор аутсорсинга охватывает 33% всех контрактов и составляет 26% их общей стоимости;
- Производственный сектор охватывает 17% всех контрактов и оставляет 15% их общей стоимости;
- Сектор телекоммуникаций охватывает 13% всех контрактов и оставляет 12% их общей стоимости;
- Сфера деловых и прочих услуг охватывает 18% всех контрактов и оставляет 17% их общей стоимости, причём сегмент интеллектуальных услуг является более крупным и динамично развивающимся.
Факторы развития аутсорсинга
Важнейшими аргументами в пользу развития аутсорсинга являются: экономия средств, гарантия надежности и высокого качества предоставляемых услуг. Кроме того, распространение аутсорсинга вызвано усложнением бизнес-процессов, создающих чрезвычайную перегруженность компаний, вызванную необходимостью дальнейшего продвижения возрастающего потока товаров или услуг на рынок при ограниченных ресурсах в условиях динамичных изменений рыночной конъюнктуры. Это привело к широкому внедрению информационных и компьютерных технологий (ИКТ) в сфере бизнеса и в управлении предприятиями. При этом возросла сложность внедряемых информационных систем и, соответственно, повысилась насыщенность предприятий аппаратными и программными средствами, что привело к увеличению штата специалистов по их поддержке.
В результате оказалось, что более эффективно можно обеспечить работу таких систем, осуществив полную передачу ИКТ-инфраструктуры на внешнее обслуживание, и это явилось основой для активного развития рынка ИКТ-аутсорсинга. Рынок ИКТ-услуг стремительно развивается во всем мире и по мере продвижения экономических реформ имеет множество сфер приложения в российском бизнесе. Это обусловлено увеличением деловой активности и возрастанием скорости реагирования на изменения рыночной ситуации.
ИКТ-аутсорсинговые компании благодаря глобальной сети Интернет имеют возможность внедряться на рынки других стран. Так, на российском рынке уже устойчиво работает множество иностранных ИКТ-компаний; в свою очередь, отечественные ИКТ-аутсорсеры имеют возможность активно расширять свою деятельность на рынках соседних стран.
Заказчик, предполагая установление длительных и устойчивых деловых связей, осуществляет поиск возможного подрядчика, отвечающего основным требованиям заказчика (качество и скорость исполнения работ, низкая себестоимость, высокий уровень ответственности и др.). В этом случае подрядчик может адаптировать свои производственно-технологические средства или научно-технический и интеллектуальный потенциал в интересах заказчика за оплату, определяемую сложившейся стоимостью услуг, а не долей в прибыли. Это обусловлено тем, что подрядчик (аутсорсер) имеет возможность специализироваться в узкой области производства или услуг, сосредотачивая у себя лучших специалистов, используя наиболее современное оборудование, применяя передовые технологии и постоянно накапливая опыт обслуживания множества клиентов.
Выводы
Сочетая собственный и заимствованный опыт, аутсорсер постепенно улучшает качество предоставляемых услуг и всегда предлагает готовое к применению решение. Обслуживая многих заказчиков, аутсорсер распределяет накладные расходы и оптимизирует экономику работ, что дает возможность снизить цены на оказываемые услуги при одновременном повышении их качества. При этом заказчик покупает услуги, не неся издержки, связанные с содержанием специализированного подразделения с квалифицированным персоналом и со сложным оборудованием. Это позволяет предприятию-заказчику сократить издержки на развитие, т.к. появляется возможность приобретения необходимых услуг без дополнительных расходов и по оптимальным ценам. Договор аутсорсинга дает право заказчику получить желаемую услугу, выполненную на высоком профессиональном уровне и во многих случаях с обеспечением материальной ответственности аутсорсера за качество их выполнения. Являясь юридическим лицом, аутсорсинговая компания располагает активами, которые могут быть востребованы в качестве компенсации возможного ущерба. Кроме того, аутсорсинговая деятельность является предметом страхования и потому ответственность за свою работу аутсорсер все чаще делит со страховщиком. В случае же ошибок или некачественного выполнения работ штатными сотрудниками собственной сервисной службы компания может возместить лишь часть нанесенного ущерба, например, только путем их увольнения без выплаты последней зарплаты.