В вопросе выбора исполнителей для выполнения ИТ-задач для какой-либо компании неизменно конкурируют инсорсинг и аутсорсинг. И хотя большинство статей и рассуждения встает на сторону аутсорсинга, однозначного ответа на вопрос «что лучше?» все еще нет. Свои плюсы и минусы есть у каждого направления.
Сразу отметим, что под инсорсингом подразумевается не только собственный ИТ-отдел, но и дочерняя компания, обслуживающая одного-единственного заказчика. И в инсорсинге, и в аутсорсинге действуют соглашения об уровне обслуживания (SLA), с той только разницей, что соглашения для аутсорсинга регламентирует отношения между двумя фирмами, и услуги предоставляются внешним провайдером ИТ-услуг.
Проекты, реализованные в рамках инсорсинга, не всегда становятся достоянием общественности. Некоторые крупные организации, в капитале которых есть и государственная доля, часто создают собственные ИТ-департаменты. Подобные инсорсинговые компании имеют неплохой оборот. По данным на 2012 год от 45% до 65% всех отечественных ИТ-бюджетов относится именно к инсорсингу. Нередко часть этих капиталов распределяется в виде делегирования задач аутсорсинговым компаниям. В связи с этим поставщики ИТ-услуг могут отзываться об инсорсинге не самым лестным образом. Такое взаимоотношение двух вышеназванных направлений подогревается и наличием достаточного количества заблуждений со стороны клиентов.
Заблуждение первое. Аутсорсинг экономнее.
Для ИТ-бюджета аутсорсинг не является стопроцентной гарантией экономии. Более того, экономия посредством аутсорсинга – редкое явление. Как ни странно, это понимают даже заказчики. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного еще в 2012 году компанией MarketVisio Consulting. На вопрос, какие именно факторы были причиной использования аутсорсинга, респонденты отвечали следующим образом:
23,6% – недостаток собственной ИТ-экспертизы
18,4% – нехватка собственного ИТ-персонала
15,4% – передовые технологии ИТ-провайдера
13% – сжатые сроки на реализацию ИТ-проекта
12,3% – необходимость повышения качества для внутренних пользователей
9% – нехватка собственного оборудования
7% – другие причины
1% – сокращение затрат
По результатам опроса смело можно сказать, что основные причины обращения к аутсорсеру – недостаток собственных специалистов и нехватка экспертизы. И если в качестве преимущества аутсорсинга нельзя выделить его стоимость (иногда стоимость контракта на обслуживание у аутсорсинговой компании может быть не только равна, но и превышать сумму за обслуживание инфраструктуры силами собственных штатных сотрудников), то контроль за качеством и графиком выполнения проекта является его сильной стороной. Еще одним несомненным плюсом становится возможность использования опыта и знаний узкоспециализированных кадров, которых нет смысла нанимать в штат.
Бывают и такие ситуации, когда квалификация внутренних ресурсов клиента очень высока, и привлекать аутсорсеров для повышения качества обслуживания нет смысла.
Заблуждение второе. Аутсорсинг подойдет всем.
Многие проекты можно передать на аутсорсинг – это и обслуживание ИТ-структуры компании, и техподдержка бизнес-систем, и техническое обслуживание колл-центра. Одним из множества критериев возможности передачи проекта на аутсорсинг можно считать стоимость будущих работ. Если внешние ресурсы справятся с работой за меньшую сумму, чем внутренние, то можно подумать о делегировании такой задачи. Однако следует помнить, что ИТ-аутсорсинг может оказаться неприемлемым и даже совсем неподходящим для каких-либо необычных решений.
В каких же случаях аутсорсинг можно применить с успехом? Гарантированная польза от аутсорсинга будет в двух случаях:
- При работе с распространенной технологией, ставшей стандартом, профилактическими действиями и периодическим устранением проблем;
- Фирме клиента требуются эникей-услуги. В качестве примера отлично подойдет сеть розничной торговли, с филиалами, расположенными в разных регионах страны, обладающей централизованным управлением и высокой отказоустойчивостью сервисов. Здесь аутсорсер привлекается для выполнения операций, требующих непосредственного присутствия сотрудника.