Все чаще руководители и ответственные за ИТ-обслуживание и поддержку бизнеса крупных компаний лица возвращаются к этому вопросу.
К решению этого вопроса отнеслись очень серьезно. Это подтверждает прошедший недавно III Евразийский CIO конгресс «Российские просторы», на котором была недопустима любая реклама. В ходе встречи очень серьезно и качественно затрагивались интересы и требования как исполнителей, так и заказчиков. Так, Евгений Зиндер, президент Фонда ФОСТАС, заявил, что в странах Американского континента число ИТ-спецов в фирмах-заказчиках относится к числу ИТ-спецов в фирмах-поставщиках услуг как 3 к 1. В России же это отношение очень близко к 1:1. При этом примерное количество отечественных ИТ-специалистов равно одному миллиону.
К дальнейшему развитию событий на рынке ИТ-услуг внимательно присматриваются интеграторы, ведь им очень важно знать, будут ли крупные предприятия расширять свои ИТ-отделы, или же будут склоняться к ИТ-аутсорсингу. Стоит отметить, что есть и третий путь развития ситуации – это ИТ-инсорсинг. В этом случае услуги предоставляет аффилированная фирма или дочерняя компания. Однако в нашей стране нет пока ярких удачных образцов деятельности компаний на открытом рынке, которые были бы образованы путем организации самостоятельных фирм из собственных ИТ-отделов. Безусловно, такие примеры существуют, но, к сожалению, они не носят массовый характер. В то же время нельзя ничего однозначного сказать по поводу развития аутсорсинга в России. Здесь мнения разделились: одни специалисты считают уровень развития аутсорсинга не таким масштабных, как хотелось бы; другие утверждают, что аутсорсинг, наоборот, развит довольно широко, и далеко не всегда отказ от собственных ИТ-отделов оправдан и рационален.
От перехода с соотношения 1:1 к соотношению 3:1 в нашей стране зависит очень многое. К примеру, если ИТ-департаменты компаний будут развиваться, не давая сторонним фирмам простора для оказания ИТ-услуг, то общий объем рынка будет уменьшаться. Также переход к величине зарубежного соотношения повлияет и на подготовку специалистов. Так, в программе ВУЗов должны быть пересмотрены некоторые обучающие курсы, поскольку тем специалистам, которые будут заниматься внедрением ИТ, нужны будут одни знания, а тем, кто будет обслуживать фирмы в области ИТ – совсем другие навыки; разработчикам ИТ понадобятся и вовсе другие науки и способности.