Как и предрекал Элвин Тоффлер, в XXI веке не те будут неграмотными, кто писать и читать не умеет, а те, кто совершенствоваться и переучиваться не способен. А учитывая наши реалии, можно добавить, что всегда есть возможность нанять человека, которые выполнит твою работу за тебя.
Аутсорсинг стремительно захватывает все новые и новые области нашей жизни. Но больше всего нас интересует ИТ-аутсорсинг и его развитие в регионах. Если проследить историю развития аутсорсинга и историю бизнеса в России, взгляд обязательно наткнется на период, называемый «Лихие девяностые». В это время весь бизнес тряхнуло с такой силой, что еще очень долгое время ни один руководитель не желал подпускать к своим делам чужих людей. Но аутсорсинг развивался стремительно не только за рубежом, но и в России, поэтому постепенно организации стали прибегать к использованию этого инструмента. Правда, не стоит забывать, что в России аутсорсинг только появился, в то время как в других странах многие фирмы не представляют своей деятельности без аутсорсинга, и поэтому на российском рынке в девяностые годы присутствовали в основном небольшие фирмы, поставляющие новые услуги, а крупные организации-аутсорсеры появятся несколько позже.
Однако есть еще одна проблема: в больших холдингах и крупных компаниях нередки случаи, когда головная компания обслуживается дочерними фирмами, не давая тем самым развиваться рынку аутсорсинга в самом перспективном направлении – обслуживании крупных заказчиков. Средний же и малый бизнес в 2008 году, в разгар кризиса, были вынуждены отказаться от штатных системных администраторов. Большие компании во избежание неприятных ситуаций и возникновения проблем стремятся контролировать все направления своей деятельности. В этом плане штатный системный администратор возможно и стал бы лучшим решением, если бы не один нюанс. Дело в том, что у штатных администраторов не так много опыта, как у аутсорсинговых компаний. Это связано с тем, что администратор получает свой опыт при работе на текущих проектах компании строго в той специфике, в которой работает эта компания. Поэтому при возникновении нештатной ситуации администратор вполне может растеряться и не найти оптимального решения. Аутсорсинговая компания в подобных случаях имеет огромное преимущество: работая с множеством компаний и огромным количеством направлений, аутсорсеры могут не только решить возникшую проблему, но и заранее предотвратить ее появление.
Наиболее активно аутсорсинг развивается в Санкт-Петербурге и Москве, что естественно для таких крупных и технически продвинутых городов. Следом за лидерами идут Татарстан, Свердловская, Воронежская и Новосибирская области. Интересная ситуация складывается в Томске: здесь подготавливают отличных специалистов, но они зачастую уезжают работать в другие города и регионы. В самом же Томске аутсорсинговых компаний почти нет, поскольку средний и малый бизнес, который дает работу более чем сотне тысяч человек, может и не нуждаться в обслуживании своей технологической инфраструктуры. А забрать на обслуживание крупный проект или часть работ по этому проекту практически нереально, ведь аутсорсеров редко привлекают к работе с крупными компаниями даже как консультантов.
Аутсорсинг в России набирает обороты, а ведь еще совсем недавно его развитие задерживал такой фактор как недобросовестность. К слову, в отдаленных уголках нашей страны такой фактор до сих пор имеет место. При этом недобросовестность имеет место как со стороны исполнителей, так и со стороны клиента. Если с недобросовестностью исполнителя все ясно (некачественно выполненные работы, задержка сроков, необоснованно высокие требования по оплате труда), то что же понимать под недобросовестностью клиента? Ожидая от аутсорсера блестящих результатов в кратчайшие сроки и рассчитывая тем самым снизить затраты на обслуживание своих систем, клиент часто забывает о том, что он тоже должен ответственно подойти к сделке. И дело здесь не в своевременной оплате, хотя это и один из важнейших аспектов сотрудничества. Нередки ситуации, когда заказчик отлично знает, как именно должен и как не должен действовать аутсорсер, но что именно он хочет увидеть в результате работы стороннего специалиста, заказчик и сам не знает. Более того, иногда он не располагает документацией по своим системам и не знает, что именно его не устраивает в работе систем, и в каком направлении следует развивать свою инфраструктуру. Но не все так печально: ситуация постепенно выправляется (в некоторых моментах благодаря вступлению в ВТО).
Тем временем рынок аутсорсинга России не является закрытым пространством, поэтому на наш рынок проникают и зарубежные аутсорсинговые компании. За рубежом развитие аутсорсинга уже идет по направлениям эффективности и, соответственно, подорожания, а техническая грамотность достигла более высокого уровня, чем отечественный. С такими компаниями придется конкурировать, развиваясь семимильными шагами и предлагая более качественные услуги. Таким образом, в поиске оптимального соотношения цена-качество заказчики будут обращаться именно к российским фирмам-аутсорсерам, что неизбежно приведет к увеличению спроса на российском рынке ИТ-аутсорсинга и даст мощный стимул к развитию отечественных исполнителей. Если иностранные аутсорсинговые компании не будут слишком агрессивно продвигать свой бизнес в России, то ситуация на рынке может превратиться во взаимовыгодное сотрудничество. Так, вполне возможен такой вариант развития событий: крупные иностранные компании, не могущие позволить себе обслуживание аутсорсера у себя на родине, будут обращаться за услугами к отечественным специалистам с достаточно сложными и интересными задачами, которые будут не под силу дешевым фирмам азиатов.
Чтобы такое заявление не выглядело фантастическим, вот небольшая статистика: по данным Pierre Audoin Consultants, Восточная и Центральная Европа потратила на ИТ-аутсорсинг почти 158 млрд долларов. 76 млрд долларов из этой суммы было потрачено на корпоративный сектор, 81,7 млрд долларов – на массовый рынок. При этом в расходах данного региона на ИТ доля России составила 45%, что соответствует 71 млрд долларов.