Аутсорсинг позволяет оптимизировать бизнес-процессы только в том случае, если его применение оправдано. Применять аутсорсинг только потому, что это модно и распространено среди столь успешных гигантов бизнеса – крайне опрометчивое и зачастую совершенно неоправданное решение. Для того, чтобы знать, когда можно применять аутсорсинг, а когда этого делать не стоит, следует четко понимать, что относится к ключевым компонентам бизнеса, а что является периферийной его составляющей. Если рассматривать деятельность банка, то можно явно выделить периферийные компоненты: это уборка помещения, охрана, организация питания и иногда даже такие направления деятельности, как начисление заработной платы или коллекторская деятельность. Эти компоненты могут быть переданы на аутсорсинг сторонним фирмам, способным выполнить эту работу лучше (а в идеале, и дешевле), а также имеющим опыт в этой сфере.
Так, компания «Синьор Софт» является профессионалом в сфере доработки и сопровождения системы 1С, на основе которой ведется управление производством в большинстве предприятий. Наши специалисты могут написать необходимую клиенту конфигурацию с нуля, а могут качественно модифицировать уже существующее типовое решение.
Что можно сказать о центральных компонентах деятельности предприятия? Только то, что это и есть основные направления деятельности, ради которых предприятие было создано, и за качество которых должно нести ответственность именно оно само. Да и кому отдавать на аутсорсинг основное направление деятельности? Только прямым конкурентам. Согласитесь, это не очень хорошее решение. А значит, ключевые направления бизнеса стоит держать в рамках штатного обслуживания. Кроме того, есть такие процессы, которые даже законодательно нельзя перевести на обслуживание других лиц. Ярчайшим примером таких процессов может послужить работа с конфиденциальными данными.
Единственным исключением может быть только наличие в бизнесе такого явления, как сезонный всплеск. Содержать огромное количество сотрудников на случаи таких всплесков в течение всего года нецелесообразно, и оптимальным решением в такой ситуации будет аренда дополнительных ресурсов на время сезонных пиков. Однако не следует забывать, что привлеченные ресурсы не должны стать ведущими. Их постоянно должна курировать (не нарушая законодательных норм) штатная команда профессионалов.
Иногда крупной компании может потребоваться запустить некий временный проект (реструктуризацию, оптимизацию процессов или что-то другое) или срочно найти хорошего топ-менеджера. В этом случае руководству срочно понадобится временное, но эффективное решение, и в этом случае отлично поможет такая услуга, как «интерим-менеджмент». В настоящее время она отлично развита на Западе. Компании, специализирующиеся на «интерим-менеджменте», предоставляют организациям топ-менеджеров высокого уровня на время.
Также большой популярностью пользуется такая услуга, как аутстаффинг. Аутстаффинг подразумевает принятие де-факто в штат организации человека, который на самом деле является сотрудником фирмы, предоставляющей услуги аутстаффинга. Аутстаффинг отлично подходит для периодов «пиковой» нагрузки, однако он не является самым дешевым методом решения проблемы (начисление заработной платы аутстаффинговому персоналу плюс маржа аутстаффинговой компании).
Из всего вышесказанного можно сделать очень важный вывод: аутсорсинг применим (и будет эффективным) только тогда, когда это целесообразно. Не стоит применять его ради следования тренду и гонки за инновациями.